Главная > Скрытое сравнение, или Метафора
Скрытое сравнение, или Метафора
Скрытое сравнение, или Метафора
С каждым этапом развития искусства, включая литературу, образ, который представляет собой творческое восприятие реальности через слова или изображения, становится всё более интересным и многогранным. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утёс» он создаёт образ тучки, окрашенной в золотой цвет, игривой и беззаботной: «Утром в путь она умчалась рано, // По лазури весело играя…». Напротив, утёс предстает в образе одинокого и неподвижного гиганта, который не может, как тучка, покинуть своё место: «…одиноко // Он стоит, задумался глубоко, // И тихонько плачет он в пустыне».
Этот пример иллюстрирует, что художественные образы могут быть созданы как через иносказание (аллегории, символы), так и посредством сравнений, метафор, когда предметы или явления сопоставляются между собой.
Сравнение
Сравнение — это художественное средство, основанное на явном сопоставлении объектов, явлений, понятий.
Существует несколько способов выражения сравнений:
Через союзы как, как будто, будто, словно, точно, что:
- «То, как зверь, она завоет, // То заплачет, как дитя…» (А. С. Пушкин, «Зимний вечер»)
- «Лес, точно терем расписной, // Лиловый, золотой, багряный…» (И. А. Бунин, «Листопад»)
- «Мне навстречу, как серёжки, // Прозвенит девичий смех…» (С. А. Есенин, «Гой ты, Русь, моя родная…»)
- «Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…» (М. М. Пришвин, «Кладовая солнца»)
- «Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы…» (И. С. Тургенев, «Муму»)
Через существительные в творительном падеже:
- «Великолепными коврами, // Блестя на солнце, снег лежит…» (А. С. Пушкин, «Зимнее утро»)
- «А по двору метелица // Ковром шёлковым стелется…» (С. А. Есенин, «Поёт зима — аукает»)
- «Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком» (М. М. Пришвин, «Кладовая солнца»)
Через слова похоже, подобно:
- «Вошёл мужик с брюхом, похожим на тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка» (Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»)
- «Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра» (И. С. Тургенев, «Бежин луг»)
Использование сравнительной степени прилагательного или наречия:
- «Металлов твёрже он и выше пирамид…» (Г. Р. Державин, «Памятник»)
Сравнение может быть развёрнутым, состоящим из нескольких слов или предложений, как в примере из Гомера:
«Словно ко брегу гремучему быстрые волны морские
Идут, гряда за грядою, клубимые Зефиром ветром;
Прежде средь моря они воздымаются; после, нахлынув,
С громом об берег дробятся ужасным, и выше утесов
Волны понурые плещут и брызжут соленую пену, —
Так непрестанно, толпа за толпою, данаев фаланги
В бой устремляются…»
(Гомер, «Илиада»)
Метафора
Метафора (от греч. metaphora — перенос) представляет собой скрытое сравнение, основанное на сходстве или контрасте явлений. В метафоре отсутствуют союзы типа «как», «как будто», «словно», которые подразумеваются в смысле, но не используются грамматически.
Сравнение и метафора могут иметь схожий образ, но отличие заключается в структуре: метафора выражается существительным в именительном падеже, а сравнение — чаще всего творительным падежом. Также сравнение может быть легко преобразовано в метафору, добавив новые элементы, а вот для метафоры перестройка предложения требует других изменений.
Пример из метафоры:
- В стихотворении Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…» метафора «в саду горит костёр рябины красной, // Но никого не может он согреть» — ягоды рябины уподобляются костру, но это не прямое сравнение, так как отсутствует союз «как». Чтобы сделать из этой метафоры сравнение, нужно перестроить фразу: «ягоды рябины, как языки костра, горят…».
В стихотворении Марины Цветаевой «Красною кистью // Рябина зажглась…» также используется метафора, преобразуемая в сравнение с помощью уточнений: «рябина, как огонь, зажглась…».
Ещё примеры метафор из произведений К. Г. Паустовского: «рявканье пушек», «тянулась пустыня моря», «урожай человеческих дум». Чтобы превратить их в сравнения, нужно добавить слова, как например: «пушки рявкали, как некто…», «море тянулось, как пустыня» и так далее.
Оцените урок: