Все люди уникальны. Каждый имеет свои недостатки и достоинства. Учителям еще в ВУЗах объясняют, что одинаковых детей нет, что к каждому нужно находить подход. Тем не менее, в каждой гимназии или СОШ есть несколько человек, которых не любит и не понимает никто. Они не приспособлены к стандартному ритму учебы. Школа не хочет и не может подстраиваться под каждого.
Эта статья — о тех, кто выделяется на общем фоне. Важно! Речь пойдет не о совсем обычной школе, а об особой, для нестандартных детей. Здесь не говорят, что к каждому ищут особый подход. Здесь просто работают с каждым, кто переступает порог класса.
В одном достаточно большом кабинете за разными партами сидят преподаватели. К каждому из них периодически подсаживается кто-либо из учеников, и начинается общение, преимущественно — сдача тем. Если возникают заминки, учитель поможет, натолкнет на верное решение. Важно! Ученики 6-го класса могут заниматься вместе с теми, кто уже перешел в 9-й. В помещении немного шумно, постоянно стоит рабочий гул. Школа невелика. Учеников в ней немного. Увеличивать численность нет возможности. Их негде размещать.
Лучше всего школу характеризуют те, кто ее посещает. Настало время узнать, кто же здесь учится, почему эти дети оказались лишними в обычных учебных заведениях.
1. Стеснительная тихоня
В классе появилась новенькая — восьмиклассница. У нее голова больше стандартной и белые волосы. Она медлительна и постоянно всхлипывает. Самая частая фраза: «Я не знаю, почему я плачу!». Ее успокаивают и уговаривают вернуться к уроку.
Почему ушла из обычной школы? Ее не приняли одноклассники? Дразнили из-за физических особенностей? Учителя отмечали, что она ничего не успевает? Ей было неинтересно или страшно? Приходилось много пропускать из-за болезней? Не приняли ее особенности, не помогли их компенсировать? Можно предполагать, что каждый из предложенных ответов имеет право на существование.
2. Мальчик с аутизмом
По коридорам постоянно ходит мальчик с диагнозом — аутизм. Он перемещается на цыпочках. Может перебирать четки. Любимый предмет — биология. Любимый раздел — жесткокрылые или жуки. Он не агрессивен, никому не навязывается. И он постоянно везде заглядывает.
Люди с аутизмом часто отличаются повышенной тревожностью, могут иметь самые разные интересы. Основная проблема — такие люди мало ориентируются в обществе, у них не развит вообще или развит слабо социальный контекст. Соблюдение формальных правил и этикета — под сомнением.
В то же время интеллект полностью сохранен. Дети адекватно воспринимают знания. Общение — своеобразное. Люди с аутизмом не избегают разговоров и дружбы вопреки распространенному мнению. Отличается только стиль общения.
Важно понимать, что людей с аутизмом в мире намного больше, чем это принято считать. Кто-то смог приспособиться к стандартной школе, кто-то нет. В большинстве случаев с ними не могут или не хотят общаться.
3. Юный диссидент
Его транспортное средство — самокат, и не самый тихий. Он может выпить у кулера подряд несколько стаканов воды, не беспокоясь, что его ждут. Он щеголяет в майке «Команда Навального» и демонстрирует значок «Бузотер».
На переменах он не склонен говорить о теории Бойля-Мариотта, а может рассказывать о феминизме старшеклассницам. Становится понятно, почему его не поняли и не приняли в стандартной школе. Ему не стоит напоминать о том, как за проступки водили на допросы, при которых не было ни родителей, ни адвоката.
Общаясь с этим человеком, понимаешь, что каждый имеет право на свое мнение. Но при этом соблюдение закона обязательно для всех.
4. Нервный вундеркинд
Он носит длинные волосы, больше похож на девочку. В одиннадцать лет он может рассказать сюжет любого фильма, снятого в XX веке. Его мечта — музей быта эпохи Советского Союза. Он умен и заслужил кличку «умник».
Таким детям не просто. Те, кто попал в стандартную школу, обычно социализируются, но не забывают о своей не уникальности. Они не опускаются на обычный уровень, но помнят, что в человеке важен и нужен не только интеллект.
Но по большей части такие дети скучают в обычных школах. Они не любят уроки и перемен, учителя и одноклассники терпеть не могут их. Но есть и еще одна категория подобных гениев. К ним то и относится наш герой. Он обладает великолепным умом и талантом. При этом он отстает в развитии (эмоциональном и социальном). Он не «боец», часто болеет. «Крутая» гимназия не для него. Но и учиться дома ему нельзя. Он решит, что он непризнанный гений. Обратная сторона подобного обучения — отсутствие общения со сверстниками, неумение общаться в социуме.
5. Увлечённая скрипачка
Девочка с толстой косой. Она уверенно готовится к учебе в Консерватории. Училище — не для нее. Она – типичный представитель детей, имеющих конкретную цель и не желающих знать другие предметы. Что делать с подобными учениками? Заставлять учить физику, которую они не понимают? Можно ли позволить этой скрипачке остаться неграмотной, но одаренной? Как ей сочетать по 6-7 уроков ежедневно с занятиями по сольфеджио?
Право на обучение гарантировано конституцией. И ребенок не должен оставаться без базовых знаний по литературе или химии из-за увлечения одним предметом. Консерватория может не состояться по разным причинам. И всегда должны быть варианты дальнейшего развития.
6. Любознательный шестиклассник
Парень обаятелен. С ним здороваются и одноклассники, и учителя. Казалось бы, он — мечта любого директора школы. Он много знает, обладает тактом, может иронизировать по поводу.
Он – новенький. Родители недавно переехали в Петербург. Он хочет и на гитаре играть, и увлекается фотографией, и паркуром заниматься. Но учителя не ценили подобной любознательности. По предметам — двойки и единицы. А парень не понимает, когда же заниматься тем, что действительно интересно, если по 10-12 часов в день уходит на учебу.
Родители совершают ошибки, запрещая ходить в бассейн или на шахматы, если по алгебре получена двойка. А потом думают, почему сын или дочь не хотят ничем заниматься, впадают в депрессию. А как быть ребенку? То, что нужно — не интересно. То, что интересно — под запретом. В школе, о которой мы говорим, весь рабочий день занимает не более 3- часов. Столько же тратится на уроки дома. И далее — свобода творчества. А главное, что наш шестиклассник успел забыть о двойках.
7. Ненужный ученик
К завучу пришла новая мама. Она с трудом удерживает слезы. Ее сын-девятиклассник отказывается идти в школу. Объяснений нет. Родители паникуют, а он спокойно говорит, что его на уроках больше не будет. Его не берут в другие школы, доступны только варианты с учебными заведениями, пользующимися дурной славой. Важно подчеркнуть, что и мальчик не слишком активен, к учению не стремится.
Что произошло в предшествующей раньше? Ответа не дает никто. Родители не могут контролировать каждый шаг сына, школа от комментариев отказывается. Мотивации нет, а ходить на уроки по привычке не хочется.
А может, имели место и большие неприятности: травля, постоянные ссоры в кем-либо из одноклассников. Результат один: школа не заинтересована в «сложных» учениках, никто не хочет разбираться в проблемах. Такие учащиеся мало кому нужны.
8. Активная, но странная девочка
Девочка. Вас встречают сияющие глаза и майка с изображением волка. Она не соблюдает правила, не употребляет в речи «Вы». Она сразу и с места рассказывает о своей симпатии к какому-то артисту или певцу. Она — не блоггер. Сложно сказать, почему ее перевели в эту школу. Можно сказать одно — ее не воспринимали в стандартном классе. Или относились несколько странно.
О таких детях можно сказать одно. Их часто подвергают травле, даже чаще, чем аутистов. Последний может стать другом или попасть под защиту нейротипичного одноклассника. А детей, подобных описанной девочке, чаще всего не любит никто. Учителя не ценят их активное поведение, ученики просто не любят тех, кто отличается от коллектива. Это относится и к тихим чудакам, и к отличницам, не интересующимся ничем, кроме учебы. Если ребенок активен, открыт, но не совсем адекватен с общепринятой точки зрения, его так и не примут в свои ряды. Многие начинают понимать, что нужно соблюдать некие правила социума уже после окончания ВУЗа. Но, как поступать тем, кто еще учится в школе.
9. Мажор с проблемами
Еще один нетипичный представитель современной молодежи. Девочка, учится в супердорогой школе. Отличается высоким ростом, подчеркнутой женственностью. В анамнезе: зависимости, попытки самоубийств, дебоши. Она упорно пытается худеть (до анорексии). Родители считают, что учиться можно только за границей. Девочка имеет все, но ничего не хочет. У нее нет мотивации получать знания. Перспективы определяются родителями.
Сказать, что с ней будет в дальнейшем, невозможно. В чем причина? В семье, имеющей хорошей доход? В учебном заведении? Ответа нет. Но стоит помнить, что проблему могут быть у детей из вполне обычных детей, у которых нет пьющих родителей.
На практике же учителя не любят тех, кто хорошо одевается и приезжает с личным водителем. Причина — такие дети, в основном, не воспитаны, хамят, преподавателей считают прислугой. Не стоит забывать, что школа — не отдельный институт. Она — часть общества. И здесь никто не стремится решать чужие проблемы. Здесь не хотят создавать их себе.
10. Медлительная перфекционистка
В прошлом у этой девочки — дисграфия в комплексе с дислексией. Она не понимает математику, не умеет пересказывать только что прочитанный материал. Дополнения — полное отсутствие концентрации. Она не уверена в себе, не хочет учиться.
В массовой школе такого ребенка сложно представить. Ее бы сразу зачислили в двоечницы, уверили в том, что ей никогда не получить хорошие знания, полезные в жизни. Ей бы внушили, что она — тупая и безнадежная дура. И неизбежное следствие – дружба с такими же неудачниками и жизнь «под откос».
Я – мама этой последней девочки. Два года прошли недаром. Она уже хочет учиться. Но в массовую школу ей нельзя. Ее сразу посадят на последнюю парту и забудут про ее существование. Она же будет заниматься своими делами, не думая о теореме Пифагора вообще.
В той же гимназии, что мы выбрали для учебы, каждый ученик получает свою долю внимания. И учитель знает, кто не готовился, а кто не смог преодолеть дебри глаголов второго спряжения. И становится понятно, что девочка — не лентяйка, а перфекционистка, которая никогда и никуда не спешит. Ее нельзя торопить, ругать. Если это учитывать в работе с ребенком, можно получить отличные результаты. Она – не гений, не усваивает значительную часть информации. Но и двойки она больше не получает. В дневнике — от троек до пятерок.
Источник: Ксения Букша