Практически невозможно представить себе педагога, который выстраивает учебные занятия таким образом, чтобы дети были увлечены процессом, не отвлекались и стремились глубже вникнуть в тему. В большинстве случаев, учителя ограничиваются раздачей «двоек» и банальными замечаниями. Сегодня мы поговорим с Татьяной Кокусевой — преподавателем литературы с многолетним стажем. Она объяснит, почему снижение оценок за помарки, плохое поведение, исправления и забытые тетради абсолютно бессмысленно и глупо.
Для ребенка школа ассоциируется не только с бесконечными уроками, сдачей экзаменов и получением аттестата. Для маленького гражданина — это 11 лет его жизни. Посещая занятия, он учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми, выражать свое мнение и отстаивать точку зрения, находить компромиссы. Важно дать ребенку мотивацию, которая поможет усваивать информацию и быть жадным до знаний. К выпускным классам он должен определиться с будущей профессией, а сделать это без помощи взрослых крайне проблематично. Мы говорим об идеальном мире, в действительности же все получается иначе.
С младших классов многие дети испытывают страх перед преподавателями, к средней школе они утрачивают какое-либо желание учиться, к окончанию — считают посещение занятий бесполезной тратой времени. Родители видят это и испытывают ужас. Не понимая причин таких метаморфоз, они ищут спасение в работе с лучшими репетиторами. Ребенок посещает дополнительные занятия, но не усваивает информацию, не проявляет и малейшего интереса к происходящему.
Малыш, которого всегда считали схватывающем все на лету, начинает оценивать себя как отстающего. Он уверен, что может делать все, кроме уроков. Проблема кроется вовсе не в лености, а желании ничего не делать.
Попадая в обновленную среду — школьный коллектив, дети моментально сталкиваются с огромным перечнем требований и правил. Нередко они принимают форму завышенных запросов и недостижимых оценок. В голове ребенка правила не укладываются в таком количестве, они превращаются в хаотично разбросанные запреты. Не всегда понятно, как использовать эту информацию на практике, как точно стать «хорошим» и успевающим в глазах старших. Малыши уже знают, что за помарки, корявый почерк и другие оплошности им снизят отметку.
Отечественные педагоги убеждены, что получивший на 1-2 балла меньше школьник в следующий раз постарается исправиться, и начнет грызть гранит науки с новой силой.
И так с каждой низкой оценкой, пока не получит долгожданную «пятерку». В суровой реальности эта система моментально дает сбой. Для большинства первоклашек письмо превращается в неравную схватку с нажимами, выбором верного наклона палочек, плавными хвостиками и всякими закорючками. В тетради слова уже играют в чехарду, буквы получают разные размеры, между ними отступы также не могут похвастаться равной шириной. Только научившись писать, человек не может похвастаться идеальным почерком. Ему потребуется приложить немало усилий для совершенствования своих навыков, сложности начинаются еще с попыток сконцентрировать все свое внимание на решении обозначенной педагогом задачи. Малыши не могут обойтись без зачеркиваний, им сложно развернуть все буквы в одну сторону. Все это доставляет неимоверные мучения, от которых мороз по коже остается даже после окончания школы.
Победа над любым текстом порождает в голове ребенка невероятную гордость за себя. Он отдает тетрадь учительнице, а в результате получает массу замечаний и «тройку», причем в лучшем случае. Ситуация повторяется неоднократно. В один момент школьник устает от бесконечных попыток переломить систему и попросту принимает ситуацию. Он понимает, что выше «тройки» ему не светит. Преподаватели забывают, что красота почерка определяется не только стараниями. Достаточно незначительных неврологических отклонений, перенапряжения и психологических зажимов, и буковки в тетради уже не будут идеальными. По мнению психологов, проживающий в крупном городе ребенок непрерывно испытывает стресс от активного жизненного ритма, постоянной спешки, и даже от посещения самой школы. Оценивая почерк малыша в первые годы обучения, педагог дает оценку его психологическому состоянию, полученным от природы способностям, но не стараниям.
Неидеальные линии в тетради — не единственное, за что учителя снижают отметки. Они стремятся приучить школьников к серьезности и собранности. Поставить «двойку» за забытую дома тетрадь — привычное дело. И вовсе не имеет значения, что у девочки или мальчика может начаться истерика из-за незаслуженно полученного наказания. Аналогичные эпизоды напрочь отбивают желание учиться. Забывчивость — не порок, но взрослые считают иначе. На все возмущения родителей преподаватели отвечают, что надо внимательней собирать вещи. Часто учителя берут ребенка на испуг. Они заявляют, что плохая оценка тут же появится в журнале, а на деле запись не осуществляется.
Зачем это нужно? Получается, что дома мама должна объяснить дочке или сыну, что взрослые по каким-то непонятным мотивам разыгрывали перед ним показушный спектакль с целью устрашения. В реальности, методика не имеет значения и не приводит к положительным педагогическим результатам. Педагог не будет выигрышно смотреться в глазах ученика, эта ситуация заметно испортит отношения.
Как только дети переходят в среднюю школу, родители с горечью замечают снижение успеваемости и начинают нанимать лучших репетиторов для корректировки ситуации. Низкие отметки появляются на фоне большого количества ошибок в диктанте. В дневнике с завидной регулярностью появляются «двойки» и «тройки». Наша героиня неоднократно замечала, что оценка за диктант получена дочерью незаслуженно. Например, учитель насчитал 9 ошибок и вынес свой вердикт – «твердая двойка». Перечитывая текст, Татьяна находит всего 4 ошибки. Остальные появились, потому что ребенок неправильно подумал, не так написал, исправил. Даже помарки воспринимаются как новая ошибка. Но ведь школьница сама нашла неточность и устранила ее. Для проверяющего этот факт не имеет и малейшего значения.
Педагоги тверды в своих намерениях. Они аргументируют позицию тем, что на экзаменах помарки недопустимы. С 5-6 классов детей учат думать лишь о контрольных испытаниях, с которыми они столкнутся много позже. Уже сейчас они должны начинать бояться. На всякий случай. Вдруг из-за этой помарки в дальнейшем не получится поступить в университет.
Все обучение построено по принципу: «помоги школьнику заработать невроз как можно раньше».
Отдельного внимания заслуживают отметки за поведение. За любой разговор на уроках можно быстро получить любимую «двойку». Перемещение по коридорам быстрым шагом или легким бегом возвращают нас к той же оценке. Не так пошевелиться, не так сказать, не так промолчать — этого достаточно для получения негативной записи в дневнике. Каждый шаг и вздох подвергается оценке. Еще пару десятилетий назад было принято классифицировать поведение учеников как удовлетворительное или не соответствующее норме. Подобные ярлыки никогда не мешали хулиганам продолжать вести себя, как прежде. Отечественная образовательная система продолжает искать новые методы запугивания маленьких негодяев.
Учителя откровенно не понимают, что теория запугивания не работает. Они даже не допускают мысли, что проблема решается гораздо проще. Достаточно найти свой способ интересно преподносить материал, чтобы школьникам хотелось возвращаться в класс снова. Если занять беспокойную детскую голову полезной деятельностью, то на маленькие шалости уже не останется времени. Гораздо легче поставить особо активным низкую отметку за неправильно сконцентрированную энергию. В советскую эпоху за аналогичные проступки могли исключить из пионеров целый класс. Пугало ли это школьников? Навряд ли. На сегодняшних малышей низкие оценки за поведение не действуют, они вызывают обиду или усмешку, не более.
Источник: Татьяна Кокусева